Египет, Иран, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия и Эфиопия официально присоединились к БРИКС 1 января 2024 года. Таким образом, группа, которая уже включала Бразилию, Индию, Китай, Россию и Южную Африку, увеличилась вдвое, передает Africa News.
Министр иностранных дел Саудовской Аравии, принц Фейсал ибн Фархан назвал БРИКС «выгодным и важным каналом» для укрепления экономического сотрудничества.
О присоединении к БРИКС шести новых стран было объявлено в августе 2023 года на саммите в Йоханнесбурге. Помимо уже перечисленных, членом группы должна была стать Аргентина. Однако в конце декабря новый президент страны Хавьер Милей официально уведомил своего российского коллегу Владимира Путина, председателя КНР Си Цзиньпина и других лидеров БРИКС о том, что Аргентина не будет вступать в объединение, поскольку на данный момент это нецелесообразно.
Милей еще до избрания президентом выступил против членства в БРИКС и заявил о нежелании вести дела с Китаем и Бразилией. По его словам, Аргентина должна стремиться к экономическому сближению с США и Израилем.
БРИКС был основан в 2006 году в качестве платформы для экономического сотрудничества между развивающимися странами и укрепления их позиций в мире. С 1 января председательство в группе перешло к России. Тогда же Путин заявил, что «в том или ином виде» подключиться к БРИКС готовы около 30 стран. Он назвал целью работы в 2024 году «укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности». В октябре планируется саммит объединения в Казани.
В свою очередь замглавы МИД Ирана Мехди Сафари не исключил, что БРИКС может превратиться в полноценную организацию, так как после расширения группа представляет страны с населением свыше 2,5 млрд человек и общим ВВП более $16 трлн.
По мнению Сафари, Россия может создать секретариат внутри БРИКС. Сейчас он отсутствует, и это приводит к тому, что каждая страна-председатель самостоятельно хранит информацию по различным сферам деятельности группы, и эти данные не передаются. Сафари добавил, что Иран «очень заинтересован в том, чтобы этот секретариат сформировался как можно скорее».
В конце декабря глава МИД России Сергей Лавров заявил, что на данный момент реформировать БРИКС и делать его полноценной организацией не нужно. По его словам, объединение является символом «желания мирового большинства» прорабатывать свои инициативы совместно, «с учетом интересов друг друга на равноправной основе».
Вступление в БРИКС не имеет юридических последствий. За 17 лет существования группы входящие в нее страны не смогли подписать даже соглашение о свободной торговле.