Принудительные запреты властей на доступ в интернет обошлись России за два года войны в $25,6 млрд. Это 2,25 трлн рублей по текущему курсу, что сравнимо с 10 годовыми бюджетами таких крупных регионов, как Воронежская или Волгоградская области.
Стремление режима лишить граждан нецензурируемой информации сделало Россию неоспоримым мировым лидером по убыткам, понесенным из-за ограничений доступа в интернет. В 2022 г., когда россиянам был закрыт доступ к соцсетям Facebook и Instagram в результате признания материнской компании Meta экстремистской организацией, а также Twitter (сейчас — X), потери составили $21,59 млрд при общемировом показателе $24,61 млрд. В прошедшем году, согласно новому докладу компании Top10VPN, убытки российской экономики оказались не такими большими — $4,02 млрд. Однако она все равно сохранила сомнительное лидерство в мировом зачете ($9,01 млрд), обогнав в 2,5 раза Эфиопию и в 4,4 раза — оказавшийся на 3-м месте Иран.
Сокращение российских годовых потерь более чем в пять раз не означает, что ситуация улучшилась. Введенные Россией и Ираном в 2022 г. масштабные ограничения на доступ к соцсетям не закончились в 2023-м, поэтому встает вопрос, в какой момент подобные блокировки уже можно считать новой нормой, пишут эксперты Top10VPN. Они решили перестать учитывать экономические потери через 365 дней после введения ограничений, тем более что переход людей на другие платформы и использование виртуальных частных сетей (VPN) для обхода блокировок помогает снизить ущерб.
В России VPN пользуется 20% граждан, показал опрос, проведенный компанией NORC при Чикагском университете. По подсчетам международной исследовательской компании data.ai, сервисы для обхода блокировок сайтов вышли в лидеры по скачиванию в Google Play и App Store: при общем росте скачиваний приложений в России на 1% категория VPN-сервисов выросла на 3% до 160 млн загрузок.
К ноябрю 2023 г. Роскомнадзор заблокировал на территории России более 15 000 сайтов и ссылок, подсчитывал проект «Роскомсвобода».
Потери России от интернет-цензуры в размере 2,25 трлн рублей за время войны на треть превышают годовой бюджет системы высшего образования (1,6 трлн рублей) и в восемь раз — траты федерального бюджета на нацпроект «Здравоохранение» в 2024 г. (290 млрд рублей).
Кроме того, они сравнимы с 10 годовыми бюджетами крупных регионов, таких как Приморский край (250 млрд рублей), Воронежская область (221 млрд рублей), Волгоградская область (198 млрд рублей). Либо более чем c 50 годовыми бюджетами бедных субъектов, таких как Карачаево-Черкесия (40 млрд рублей) или Калмыкия (31 млрд).