Решения, которые приняли союзники Украины в ее войне против российской агрессии, или были недостаточными, или исходили из неверных предположений.
Страны Запада совершили несколько стратегических ошибок по отношению к агрессии Владимира Путина против Украины, начавшейся в феврале 2022 года.
Ошибка первая
Несмотря на то, что нападение на Украину было довольно точно предсказано западными разведками, потенциал российских Вооруженных сил был серьёзно переоценен, а способности Украины сопротивляться агрессии — недооценены. Страны Запада во главе с США изначально исходили из неприемлемости решения международных вопросов путем агрессии против суверенного государства в одностороннем порядке. Эта позиция была ими заявлена сразу же и нашла отражение в первых пакетах санкций, которые носили беспрецедентный характер. Целью этих санкций было заявлено ослабление военного потенциала России, что должно было сделать продолжение войны невозможным.
Очевидно, что многие из примененных санкционных ограничений, в частности введение персональных санкций против близких к Путину лиц и влиятельных персонажей российского экономического и политического паноптикума, имели своей целью вызвать в российском обществе и в российских элитах серьезное недовольство политикой Владимира Путина. Это недовольство должно было, по мнению инициаторов санкций, привести к выступлениям против Путина и принуждению его к прекращению войны или даже к замене его на более предсказуемое лицо.
Такой расчет был с самого начала весьма наивен и, как следствие, не мог привести к реальным и ожидаемым авторами результатам. Российское общество, в значительной степени своей живущее весьма бедно, оказалось гораздо более устойчивым к экономическим санкциям и снижению уровня жизни. Устройство российского государства и его слабая зависимость от общественного мнения также не были учтены авторами западных санкций.
Санкционная политика Запада продолжает исходить именно из этих постулатов, несмотря на то, что их нереалистичность уже давно очевидна всем непредвзятым наблюдателям. Здесь мы, судя по всему, имеем дело как с бюрократической инерцией и зачастую имитацией бурной деятельности со стороны ответственных лиц и политиков, так и с дефицитом оригинальных, новых решений в отношении режима президента Путина.
Ошибка вторая
После того как неподготовленность российской армии стала видна, виден оказался и страх перед грандиозным поражением Путина. Ожидания такого поражения очевидно стали вырисовываться летом 2022 года и укрепились после успешных операций Украины по освобождению больших территорий Харьковской области и Херсона.
С одной стороны, на Западе боялись, что зажатый в угол Путин применит ядерное оружие, чем он угрожал с самого начала своей «специальной военной операции», а с другой стороны, перспектива распада России на несколько отдельных государств с ядерным оружием каждое и резкий рост нестабильности во всем регионе вызывали закономерное опасение у западных правительств. Этим опасениям немало способствовали и многочисленные появившиеся повсюду «деколонизаторы», с упоением рисующие самые разнообразные и диковинные карты раздела России на десятки, а то и сотни фантастических государств.
Третья ошибка
Главной стратегической ошибкой западных стран стало отсутствие стратегии по отношению к России. Если в отношении Украины они заявили о готовности поддерживать ее «столько, сколько потребуется», хотя сегодня это заявление вызывает множество вопросов, то конкретной задачи по выходу из войны и итогов, которые Запад считал бы для себя оптимальными, так и не было озвучено.
Международный уголовный суд выдал ордер на арест Владимира Путина по подозрению в преступлениях против человечности, а Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию, что Путин — диктатор и его новый президентский срок не следует признавать, тем самым призвав прекратить контакты с Россией. В то же время некоторые руководители западных стран, такие как президент Франции Эммануэль Макрон и канцлер Германии Олаф Шольц, по-прежнему говорят о готовности вести диалог с Путиным.
Тем самым демонстрируется отсутствие не только единой стратегии, но и самого простого, банального понимания того, какие отношения с Россией страны Запада собираются строить. У них, очевидно, нет понимания, какова должна быть новая система международной безопасности в Европе и как эту безопасность можно будет гарантировать.