У крупных российских компаний появились претензии к официальным курсам доллара и евро, который Центробанк устанавливает по новым правилам после того, как биржевые торги остановились из-за санкций США. Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на два знакомых с ситуацией источника, один из которых близок к биржевой инфраструктуре.
По словам собеседников издания, сомнения в «справедливости» курсов токсичных валют высказали компании — эмитенты квазидолларовых облигации. Такие бумаги, которые номинированы в американской валюте, но с расчетами в рублях, выпускали «Новатэк», «Полюс» и «Фосагро». По словам источников «Ведомостей», у участников рынка есть вопросы к самому способу формирования курсов.
Раньше курс рубля определялся на биржевых торгах: среднее значение к середине дня становилось официальным курсом на следующий день. С 13 июня ЦБ определяет курс на основе сделок на внебиржевом рынке — банки отчитываются о них перед регулятором. Но рынку эти данные неизвестны — в отличие от хода торгов на бирже. К тому же на внебиржевом рынке заключаются в основном крупные сделки — в отличие от биржевого, где можно было выставить заявку хоть на тысячу долларов, хоть на миллион.
Обороты торгов долларом и евро на внебиржевом рынке давно превосходят объем сделок по этим валютам на бирже, отмечал ЦБ в комментарии после введения санкций на биржу. Но прозрачности на нем меньше. Основная часть операций совершается внутри одного банка (и продавец, и покупатель — его клиенты), но «межбанковского валютного рынка как такового сейчас нет», объяснял руководитель департамента клиентских операций на финансовых рынках Совкомбанка Филипп Аграчев.
Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина признавала проблему, обещая в ближайшее время раскрыть подробную методологию расчета официального курса: «Мы обладаем всей полнотой данных в ежедневном режиме о внебиржевых операциях. Мы понимаем озабоченность рынка по поводу прозрачности курса. <…> На наш взгляд, наш способ [расчета официального курса] отражает экономическую стоимость рубля».
ЦБ давно готовился к санкциям в отношении Мосбиржи и остановке торгов. Он еще в октябре 2022 г. предупредил, что в таком случае будет устанавливать курс по сделкам на внебиржевом рынке. ЦБ уверяет, что с тех пор каждый день рассчитывал курсы по этой методике и они практически не отличались от тех, что устанавливались по результатам торгов на бирже: за почти полтора года с начала 2023 г. до введения санкций среднее отклонение составило 0,01% для доллара и 0,03% для евро.
После введения санкций оно резко выросло. Сравнивать с биржевыми котировками больше нельзя, но ЦБ вычисляет разницу через так называемые кросс-курсы: можно взять внебиржевой курс доллара к юаню и с помощью биржевого курса юаня к рублю получить курс рубль/доллар. После перехода на новый способ расчета наблюдалось некоторое расширение спредов между официальным и подсчитанным таким образом курсами доллара к рублю, отмечает ЦБ. «Некоторое» в данном случае означает «в 4,4 раза»: «Средний спред между курсами с 13 по 28 июня составил 0,88 руб., а в целом с начала 2024 г. — 0,2 руб.».
Отчасти это обусловлено изменениями курса в течение дня, объясняет ЦБ: он формирует официальный курс за счет сделок, заключенных до 15:30, а значение кросс-курса используется на конкретный момент времени (15:30). И если, например, доллар в этот день дорожал, то средний курс заключенных к этому времени сделок будет меньше, чем в 15:30.
Рынок постепенно приспособится к новым условиям, полагают эксперты. С остановки биржевых торгов не прошло и месяца, участники рынка пока адаптируются к переменам, рассуждает главный экономист «Т-инвестиций» Софья Донец.
Ваш комментарий будет первым