Российские власти продолжают расширять систему слежки за гражданами в интернете с помощью «империи» «Яндекса», которая в понедельник перешла под контроль близких Кремлю структур.
Вслед за крупнейшим в России агрегатором «Яндекс.Такси» делиться данными с силовиками о клиентах начнет «Яндекс.Доставка» — курьерская служба, которая до войны осуществляла более 50 миллионов заказов в год.
С 2 февраля «Яндекс.Доставка» включена в реестр организаторов распространения информации (ОРИ), отмечает «Роскомсвобода». Кроме «Доставки», в реестр внесены такие сервисы, как «Кинопоиск» и «Яндекс.Драйв» — один из крупнейших в стране сервисов каршеринга с парком, насчитывающим более 16 тысяч машин.
Участники реестра ОРИ, согласно «закону Яровой», обязаны сохранять данные пользователей, включая сведения обо всех их действиях и взаимодействиях, а также передавать эти данные по первому же требованию в ФСБ. Это касается также переписки, аудио- и видео-звонков (если таковые предусмотрены сервисом).
На данный момент в реестре находится почти 400 ресурсов. Кроме сервисов «Яндекса», в перечень включены социальная сеть VK, «Сбербанк. Онлайн», «Тинькофф банк», развлекательный ресурс «Пикабу» и многие другие, а также сервисы знакомств и электронной почты.
В январе 2024 года Минцифры РФ предложило включать в реестр ОРИ любые сетевые ресурсы, предоставляющие пользователям возможность онлайн-переписки или обратной связи. В случае отказа владельцев сайта добровольно записаться в этот перечень Роскомнадзор получит право поместить его туда принудительно.
«Закон Яровой» обязывает операторов связи хранить и предоставлению информации о пользователях правоохранительным органам. С 1 января 2024 года за неисполнение требований введены оборотные штрафы. Минимальный их размер составит миллион рублей. ФСБ утверждает, что эта сумма соразмерна затратам операторов на покупку или аренду соответствующего оборудования.
Ваш комментарий будет первым