После президентских выборов с большой долей вероятности власти пойдут на сложные непопулярные, но «вынужденные» решения по всеобщей мобилизации. В 2023 году российские власти решили избегать широкомасштабной мобилизации, поскольку реакция на первую ее волну была крайне негативной, а сам процесс сопровождался имиджевыми рисками во время президентской кампании. Новации российских законодателей относительно ужесточения наказания для уклонистов, а также внедрение «электронной повестки» стабильно вызывают негативные ожидания потенциальной мобилизации. Российские власти пытаются сделать процесс будущей всеобщей мобилизации более управляемым и уменьшить риск физических проявлений недовольства мобилизацией. Каждый раз, когда российские законодатели усиливали ответственность в части военной службы, многие россияне были убеждены, что это является предвестником скорой мобилизации.
«Медуза» и «Медиазона» экстраполировали текущие ежемесячные показатели гибели российских военных в Украине на январь и февраль 2024 года и подсчитали, что с начала полномасштабного вторжения погибло примерно 83000 российских военнослужащих. Они отметили, что количество погибших российских военных в Украине начало неуклонно расти после начала локальных российских наступательных операций на востоке Украины в октябре 2023 года, и добавили, что с середины 2023 года большинство погибших составляли российские добровольцы.
Пока не наблюдается готовности общественности к активному противостоянию мобилизационным планам, за исключением попыток родственников мобилизованных добиться демобилизации их родных. Ряд факторов указывает на то, что в этом году пройдет и вторая более масштабная волна мобилизации. Ее оттягивают лишь для того, чтобы не портить показатели президентских выборов. Многие российские солдаты за два года СВО ни разу не побывали на ротации, выплаты «боевых» продолжают задерживаться, мобилизованные оказываются лишены компенсаций за ранения. Боеспособность частей, которые находятся на фронте, с течением времени сильно снижается из-за физической усталости людей, а также их психологического состояния.
Обещания, что в «спецоперации» будут участвовать только профессиональные военные-контрактники, уже давно забыты. Кадровая армия давно погибла. Поэтому на фронт «загоняют» мобилизованных и «срочников». Фактически десятки тысяч россиян погибли в боях под Бахмутом и Авдеевкой, которые имели для руководства страны только лишь имиджевое значение. Российские власти заинтересованы в бесконечной СВО. Поэтому, какие бы неудачи и потери не сопровождали ее продолжение, власти постоянно будут говорить о мнимых «победах».
Путин намерен вести СВО как можно дольше. Для этого требуются значительные человеческие ресурсы. Над пополнением этих ресурсов работает весь государственный аппарат. Сегодня численности российских войск катастрофически не хватает, а желание каких-либо переговоров с украинской стороной отсутствует.
Россия за два года СВО потеряла столько личного состава, сколько не теряла за все боевые действия, вместе взятые, со времен Великой Отечественной войны. Погибли на СВО или остались инвалидами, по самым минимальным оценкам, более 300 тысяч российских мужчин. При этом, по мнению экспертов-демографов, военные потери России на Украине вряд ли попадают в официальную статистику смертности. Именно из-за нехватки людей личного состава на фронте в стране в 2022 году была проведена частичная мобилизация. Теперь несколько сотен тысяч человек второй год сидят в окопах, не зная, когда смогут вернуться домой, а ведь спецоперация может продлиться и 10 лет.
Шойгу уже озвучил планы поднять численность Вооруженных сил до 1,5 миллиона военнослужащих, а возможно, понадобится и больше в связи с формированием Московского и Ленинградского военных округов. Для обеспечения потребностей Минобороны в ближайшие годы российские власти хотят призвать около 90% 18-летних парней.
СВО превратилось в затяжной конфликт, где наступательные возможности российской армии незначительны (одну Авдеевку штурмовали почти два года). Солдаты, вернувшиеся домой после окончания СВО, окажутся незатребованными, никому не нужными маргиналами, пополняя в основном криминальные структуры. СВО превратилось в политический и бизнес-проект российской власти для оплаты ошибок путинской власти и обогащения олигархов кровью российского народа. Представители власти, которые каждый день говорят о войне, на СВО умирать не собираются. И их дети тоже.
Ваш комментарий будет первым