С первых дней проведения СВО российские военные зашли на территории и взяли под свой контроль Чернобыльскую и Запорожскую АЭС. Это первые случаи захвата атомных электростанций в мировой истории и в то же время грубое нарушение норм международного атомного права.
В первом дополнительном протоколе от 1977 года в статье 56 говорится о защите заведений и объектов, содержащих опасные составляющие. При этом кроме дамб и плотин там четко указываются и АЭС. Поскольку Россия и Украина являются подписантами соглашения и не высказывали никаких замечаний к первому дополнительному протоколу, эти правила действуют для обеих стран.
Атомные электростанции не могут быть атакованы, согласно пункту 1, «даже тогда, когда они подаются как военные цели, при условии, что такая атака может освободить опасные силы и таким образом привести к тяжелым потерям среди гражданского населения». В то же время, российские обстрелы приводят к возможности таких угроз, в частности обстрелы ЛЭП, которые питают ЗАЭС, что в результате приводило к многочисленным случаям блэкаута станции.
Использование Запорожской атомной электростанции в качестве военного объекта является недопустимым и влечет за собой другие военные преступления. В частности, россияне используют ЗАЭС как хранилище для собственных войск и бронетехники, ведь удары по ней невозможны из-за угрозы техногенной катастрофы и радиационного загрязнения, а также площадки для ударов по гражданской инфраструктуре Никополя и Марганца, прикрываясь ЗАЭС как ядерным щитом.
Российские войска на ЗАЭС оказывают давление на работников станции, что оказывает непосредственное влияние на безопасную эксплуатацию станции и возможность быстрого реагирования на кризисные ситуации. На данный момент зафиксированы свидетельства очевидцев событий на ЗАЭС, которые указывают на то, что российские военные развернули систематическую, широкомасштабную кампанию похищений людей из Энергодара.
Очевидцы предоставили четкие, недвусмысленные описания пыток и других преступлений, включая жестокое избиение, удушение, истязание электрическим током, имитация казни, угрозы изнасилования, а также лишение еды, воды и свежего воздуха.
«Росатом» как государственное учреждение и в лице его отдельных сотрудников был и остается полностью осведомленным о масштабах активной сети пыток, действующей на ЗАЭС. Не приняв надлежащих мер по устранению грубых нарушений прав работников, несмотря на прямые доказательства таких нарушений на своих объектах, «Росатом» способствовал самым серьезным нарушениям международного права – пыткам, жестокому, бесчеловечному и унижающему достоинство обращению.
Еще одним вопиющим случаем нарушения норм международного атомного права со стороны России является минирование территории вокруг ЗАЭС. Мины по периметру ЗАЭС, в буферной зоне между внутренним и внешним ограждениями объекта, ранее обнаруженными группой МАГАТЭ и удаленные в ноябре 2023 года, вновь появились на территории ЗАЭС в январе 2024 года.
Ваш комментарий будет первым